Как поставить цель, побороть страх и избавиться от ожиданий? Ответы в четырёх притчах

Интегральный подход | Книги по саморазвитию | Наши статьи | О чём говорим на встречах

Автор статьи: Денис Болвинов

Чем примечательна книга Идриса Шаха «Сказки дервишей» и вообще любые сказки и притчи? Тем, что всегда эти сюжеты многослойны и архетипичны. Это те ситуации, которые мы переживаем много раз изо дня в день. Но если в своей ситуации трудно увидеть какой-то глобальный жизненный урок, так как с ней ты полностью отождествлен, то вот через притчу это сделать значительно проще. Более того, часто притча даёт ответ — что делать.

В современном мире разновидностью сказок и притч являются гороскопы и гадания. Принцип тот же. Есть архетипический сюжет, есть конкретная ситуация, человек смотрит на их сочетание, накладывает одни образы на другие, и, как бы, разгадывает силлогизм. Получает в результате некий третий набор образов для формирования нового сюжета.

Что появится на пересечении сказки и жизни? Это действительно алхимический процесс, в котором участвует множество факторов. И одним из самых немаловажных является наличие или отсутствие других людей в этом процессе. Как правило, требуется консультант. Его роль может выполнять психолог (сказкотерапевт), астролог или гадатель. И требования, предъявляемые к такому человеку чрезвычайно велики, ведь фактически он выполняет роль духовного наставника. Несомненно он должен обладать ясновидением (от слова «ясно», а не от слова «видение»), социальной адекватностью, должен быть энергетически выстроен, гармоничен, без провалов.

Учитывая, что в современном нам обществе указанные роли обычно берут на себя далеко не такие совершенные люди, и определить адекватность человека также представляется мало возможным, если вы сам не ясновидящий, мы решили придумать свой собственный формат — формат групповой работы.

Краткий анализ 4 притч

В нашем Философском клубе мы делимся опытом, делимся мнениями и своим видением друг с другом, учитывая тот факт, что каждый в чём-то более совершенен, чем другие в силу особенностей своей врожденной конструкции. И это работает!

На последней встрече мы обсудили 4 притчи Идриса Шаха. Выбирал их я, заранее, настраиваясь на состояние людей и то состояние, которое дают притчи из книги «Сказки дервишей«, перебирая все по списку. Такой подход к выбору материала на ту или иную встречу уже много раз демонстрировал свою высокую эффективность. Для обычного человека, не обременённого знанием каких-то медитативных техник, эту технику можно назвать просто «интуитивный подбор«, но по факту, это именно целенаправленная настройка, пропускание этих состояний через себя, ощущение их через свои мысли, эмоции и ощущения тела.

Подобранные 4 притчи точно отражали три состояния внимания человека:

  1. Захваченность материальными проблемами, своим прошлым или — страх смерти.
  2. Способность правильно ставить цели в настоящем.
  3. Зацикленность на будущем, на идеях, чрезмерную «духовность» и гордыню.

В всех четырёх притчах персонаж суфия — это проводник воли Бога. Что бы он ни сказал, ни сделал — всё является мудрым, недоступным обыденному пониманию и несущим в себе урок и полезную для развития информацию.

В четвёртой притче «Человек, который видел только очевидное» как бы соединяются сюжеты трёх предшествующих притч. Эта притча в нашем случае является ключом к их пониманию: то, что в первых трёх притчах представляется некими внешними обстоятельствами, в четвёртой — суфий делает сам!

Прежде чем читать наш краткий анализ, прочитайте притчи — они приведены ниже. Гораздо лучше будет, если вы осмыслите данные притчи самостоятельно, а наш анализ даст вам ещё один взгляд.

1. Работа со страхами.

В первой притче «Человек, который помнил о смерти» люди попадают в кораблекрушение, что заставляет их вспомнить о Боге, молиться, прожить страхи, повысить способность выживания. В четвёртой притче суфий сам прокалывает лодку, как бы лишая лодочника возможности заработка, а на самом деле спасает его от того, чтобы лодку отобрал тиран, то есть сохраняет ему возможность добывать себе хлеб.

Как работать со страхами ? Проживать их заранее — самому проколоть лодку, а не ждать шторма.

2. Как работать с целями

Во второй притче «Три истины» тиран имеет вполне определённые цели, которые суфий ему и описывает. Как в мире и происходит — каждому даётся по его неосознанным желаниям, при чём весьма буквально. В четвертой притче суфий сбрасывает будущего наследника престола с коня, сам вмешиваясь в ход событий, указывая на то, что в целях важен осознанный выбор (наследник не должен попадать на трон автоматически, так как он будет, по всей видимости, плохим правителем). Сам по себе образ правителя во главе страны — это образ «царя в голове». Правильный правитель ставит верные цели.

3. Как работать с гордыней

Гордыня (зацикленность на каком-то варианте своего будущего, идее, образе себя) — это очень тонкая вещь, которую практически невозможно распознать, и что-либо с ней сделать. Поэтому в третьей притче «Байазид и тщеславный человек», тщеславный человек так и не находит для себя выход, хотя суфий его ему предлагает напрямую. Как обычно и происходит в жизни — нам со всех сторон говорят одно и тоже, а мы не в силах преодолеть свои программы, идеи и подсознательные стремления и шаблоны, и что-то реальное сделать. То есть ключ к преодолению гордыми в определённым действиях, поступках, которые будут противоречить своей текущей правде.

В четвёртой притче суфия, прославленного учителя, и его ученика унижают, прогоняют с собаками. Но суфий не реагирует на это, он наоборот начинает заботиться об этих людях, начинает ремонтировать стену на окраине селения, т.к. для него важен не его статус, как учителя, а важна его непосредственная функция, его задача — помогать людям. Для непосвященного ученика, пока находящегося под завесой гордыни, это выглядит как ответ «добром на зло», несправедливость, несоответствие идеалам.

Заключение

В четвёртой притче мы видим своеобразный логический финал — указание на архетипический сюжет многократного прохождения одних и тех же ситуаций, который изображают, например, буддисты в центре колеса сансары (см. иллюстрацию): можно сказать, что змея — страх, свинья — это невежество, а петух — это гордыня (хотя канонически у них немного другие значения, но смысл тот же).

Ученик не сумев пройти все 3 испытания — страх выживания, прозорливость в постановке целей и попрание идеалов (это имеет место быть во всех трёх случаях), был отправлен на следующий круг, как видно из этой замечательной картинки. Мастер в подтверждение этого говорит: «чтобы когда-нибудь ты снова мог предпринять подобное путешествие».

Конечно же, все эти четыре притчи, помимо озвученных вопросов, напрямую говорят и об отношениях духовного учителя и ученика на разных стадиях их развития. Они же — отношения с Богом, пространством, самой жизнью. От неверия, суеверия, иррационального страха (в первой притче), насилия, гнева, собственной правоты и силы (во второй) до слепого фанатизма (в третьей) и доверия, стремления познать, открытости (в четвёртой). И всё это ведёт к тотальной вере и любви к себе, учителю и Богу — этому нас учит финал четвёртой притчи.

Надеюсь, что данный анализ и сами притчи вам помогут в понимании того, на какой из описанных стадий развития находитесь вы в данный момент. А также, как можно относиться к тем или иным проявлениям мира и поступкам окружающих людей, если рассматривать их с точки зрения своего пути к Богу.

4 притчи

1. Человек, который помнил о смерти

Однажды один дервиш сел на корабль, чтобы отправиться в морское путешествие. Увидев его на борту корабля, другие пассажиры, как водится в таких случаях, стали один за другим подходить к нему за напутствиями. Всем им он говорил одно и то же, и, казалось, просто повторял одну из тех формул, которые каждый дервиш время от времени делает объектом своего внимания. Он говорил: «Зная, что твой конец неминуем, помни о смерти».

Почти никто из путешественников не обратил особого вни-мания на этот совет.
Но вот корабль поплыл. Много ли, мало ли он плыл, только вскоре разыгрался свирепый шторм. Матросы, а вместе с ними и все пассажиры в панике повалились на колени и стали молиться Богу. Считая себя почти погибшими, они по очереди возносили к небесам неистовые молитвы, ожидая помощи свыше.

Все это время дервиш без всякого движения сидел в стороне и спокойно о чем-то размышлял. Всеобщая паника словно бы его не касалась.

Наконец, ветер утих, море успокоилось и из-за туч выглянуло ясное солнце. Придя в себя, пассажиры обратили внимание на безмятежность дервиша и вспомнили, какое спокойствие он хранил среди всеобщего ужаса. «Разве вы не осознавали во время этого шторма, что только одни доски отделяли нас от смерти?» -спросил один из них.

— О да, конечно, — ответил дервиш, — я знал, что на море всегда так, но еще на суше я размышлял над тем, что в обычной жизни, среди самых повседневных событий, нечто еще менее прочное отделяет нас от смерти.

2. Три истины

Суфии известны как искатели истины, а истина есть ни что иное, как знание объективной реальности.
Один невежественный и жадный тиран захотел однажды заполучить эту истину. Его звали Рударигх (Родериго), он был великий лорд Мурсии в Испании. Он решил, что истина — это нечто такое, что можно силой выпытать у Омара аль-Калави из Тарагоны.

Омар был схвачен и приведен во дворец. Рударигх сказал:

— Я приказываю тебе немедленно изложить всю истину, которую ты знаешь, понятными мне словами, а не то придется тебе распрощаться с жизнью.

Омар ответил:

— Соблюдаешь ли ты при своем благородном дворе всеоб-щий обычай, согласно которому арестованный должен быть отпу-щен на свободу, если он говорит правду в ответ на вопрос и эта правда не свидетельствует против него?

— Да, соблюдаю, — сказал владыка.

— Я прошу всех присутствующих быть свидетелями слов нашего владыки, — сказал Омар. — А теперь я скажу истину и не одну, а целых три!

— Мы должны воочию убедиться, что твои слова представляют собой действительно истину как таковую. Доказательство должно сопровождать твои слова.

— Для такого владыки, как ты, — продолжал Омар, — которому мы собираемся выдать не одну, а целых три истины, мы уж постараемся дать истины, которые будут самоочевидными.
Рударигх на этот комплимент распустил хвост веером.

— Первая истина, — сказал суфий, — состоит в том, что я есть тот, кого зовут Омар, суфий из Тарагоны. Вторая — это то, что ты согласился меня отпустить, если я скажу истину. Третья состоит в том, что ты хочешь знать истину, которая соответствует твоему пониманию.

Впечатление от этих слов было таково, что тиран был вынужден отпустить суфия.

3. Байазид и тщеславный человек

Однажды некий человек с упреком сказал Байазиду, великому мистику IX столетия, что он постился, молился и занимался подобными вещами в течение тридцати лет и все же не нашел в этом утешения, которое обещал Байазид. Байазид ответил ему, что и за триста лет он ничего бы не достиг.

— Почему? — спросил ищущий просветления.

— Потому что этому препятствует твое тщеславие, — сказал мудрец.

— Но как мне от него избавиться?

— Есть одно средство, но оно тебе не подойдет.

— И все же назови его.

Байазид сказал:

— Ты должен пойти к цирюльнику и сбрить свою почтенную бороду, затем снять одежду, опоясаться кушаком и одеть на шею торбу с грецкими орехами. Когда ты все это сделаешь, ступай на базарную площадь и кричи во весь голос: «Даю орехи тому сорванцу, который ударит меня по шее». Потом пройдись перед зданием суда, чтобы старшины города увидели тебя в таком виде.

— Но я не могу этого сделать, — взмолился человек, — прошу тебя, расскажи мне о каком-нибудь другом средстве.

— Это первый и единственно возможный шаг к цели, — сказал Байазид. — Но ведь я предупредил, что это средство тебе не понравится, поэтому ты неизлечим.

4. Человек, который видел только очевидное

Один искатель истины после многих испытаний повстречал, нако-нец, просветленного человека, наделенного способностью видеть тайное значение вещей.

— Позволь мне последовать за тобой, — обратился к нему ищущий. Может быть, наблюдая за твоими действиями, я перейму твое знание.

Мудрец ответил:

— Это слишком тяжело для тебя: у тебя не хватит терпения сохранять непрерывную связь с планом событий. Вместо того, чтобы учиться, ты как обычно будешь воспринимать лишь самое очевидное.
Но ищущий стоял на своем. Он обещал, что постарается развить в себе терпение и, отбросив свои предвзятые мнения, будет учиться у событий.

— В таком случае у меня есть одно условие, — сказал мудрец, — ты не должен меня спрашивать ни об одном из моих действий, пока я сам не объясню тебе их смысл.

Ищущий с радостью принял это условие, и они отправились в путь. Подойдя к широкой реке, путники наняли лодку для переправы. Когда они почти достигли другого берега, ищущий заметил, как мудрец незаметно продырявил лодку, и вода стала потихоньку наполнять ее. Таким коварством, казалось, отплатил он перевозчику за услугу. Не удержавшись, юноша воскликнул:

— Но ведь лодка потонет и вместе с ней люди. Разве такие поступки достойны доброго человека?!

— Я предупредил тебя, что ты не сможешь удержаться от скороспелых выводов, не так ли? — тихо сказал мудрый человек.

— Простите, я забыл о нашем условии, — ответил ищущий и пообещал ни о чем больше не спрашивать, хотя в душе он был глубоко смущен.

Продолжая путешествие, они вошли в столицу какого-то государства. Им оказали радушный прием и проводили к султану, который тут же пригласил их с собой на охоту.

И вот охотничий поезд тронулся в путь. Маленький сын султана скакал на своем коне впереди мудреца.
Как только султан и его свита устремились в погоню за зверем, мудрец, обернувшись к ищущему, крикнул ему: «Скачи за мной во весь опор!» С этими словами он сбросил принца с коня, вывихнув ему ногу, и оттащил его в чащу, затем снова вскочил в седло и помчался прочь из государства.

Эта сцена повергла ищущего в крайнее изумление, особенно его мучило то, что он стал невольным соучастником ужасного злодеяния. В отчаянии заламывая руки, он воскликнул:

— Король встретил нас как друзей, доверил нам своего сына и наследника, а мы поступили так бесчеловечно. Как назвать такой поступок? Его не совершил бы даже самый низкий из людей.

Мудрец обернулся к ищущему и сказал:

— Друг, я поступил так, как должен был поступить. Ты наблюдатель. Очень немногие достигают привилегии наблюдать. Но ты, несмотря на то, что достиг этого, не извлечешь, как мне кажется, никакой пользы из своих наблюдений потому, что судишь о событиях в соответствии со своими устоявшимися взглядами. Я снова напоминаю тебе о твоем обещании.

— Я понимаю, что не был бы здесь, если бы не мое обещание, — ответил ищущий. — И я так же понимаю, что связан этим обещанием. Поэтому прошу вас, дайте мне еще одну возможность. Я буду учиться и работать, твердо придерживаться своего обязательства избавиться от привычных действий. Прогоните меня, если я спрошу вас о чем-нибудь еще.

И вот мудрец и ищущий снова в пути. Вскоре они прибыли в большой, процветающий город. Ипытывая сильный голод, они стали просить у жителей хлеба и воды, но никто не давал им даже кусочка хлеба. Милосердие и священное гостеприимство были незнакомы обитателям этого города, они даже натравили на мудреца и ищущего злых собак, от которых пришлось спасаться бегством.

Когда бедные путники, обессилевшие от голода и жажды, выбрались наконец на окраину, мудрец сказал своему спутнику:

— Остановимся здесь ненадолго, мы должны починить эту разрушенную стену.

Они усердно трудились несколько часов подряд, изготавливая из глины, соломы и воды кирпичи и восстанавливая стену.

К концу работы ищущий был так измучен, что потеряв над собой контроль, выпалил:

— Нам никто не заплатит за это. Два раза мы воздавали злом за добро, а теперь добром отплатили за зло. Я устал и не могу идти дальше.

— Успокойся, — сказал мудрый человек, — и вспомни наш последний уговор — если ты меня еще о чем-нибудь спросишь, мы тут же расстанемся. Здесь наши пути расходятся, у меня впереди еще много дел.

Но прежде я объясню тебе смысл моих поступков, чтобы когда-нибудь ты снова мог предпринять подобное путешествие.

Лодку я повредил для того, чтобы ее не отобрал у владельца тиран, который как раз в это время захватывал лодки для войны. Мальчик, которому я вывихнул ногу, когда вырастет, не сможет ни захватить власть в государстве, ни унаследовать ее, ибо по закону этой страны только физически здоровый человек может управлять народом. Теперь что касается негостеприимного города, то в нем живут два мальчика-сироты. К тому времени, когда они вырастут, стена будет вновь разрушена и под ней мальчики найдут клад, оставленный им в наследство. Они будут достаточно сильны, чтобы завладеть сокровищами и улучшить характер людей их города, — это их предназначение.

А теперь иди с миром, ты свободен.

Не забудьте поделиться с друзьями:

Оставить комментарий

☑ Я согласен с политикой конфиденциальности