Техника анализа жизненных ситуаций

Наши статьи | Практики самоанализа | Раскрытие индивидуальности

Автор вступительной статьи: Марина Кабирова

В ходе работы над собой каждый из нас сталкивается с тем, что находит в себе множество разных невероятно интересных привычек, установок, программ, способов реагировать на различные ситуации. И, к сожалению, зачастую подобные автоматизмы или реакции оказываются негативными, разрушительными. Естественно, возникает вопрос, а что же с этим со всем делать. Ведь, по словам Сергея Бобыря, «человек должен слушать себя и не насиловать себя, но каждый день в чём-то становиться лучше – постоянно самосовершенствоваться, отвечая на вопрос “кто я?”, всё точнее реализовывать истинные потребности души а не навязанное извне» (см. полный текст). Эта статья вам в помощь чтобы перестать жить от своих автоматизмов и начать жить от себя.

Накричал, например, начальник на работе. Ни за что, подлец, обидел порядочного человека. Ну, неприятно же, обидно. И так почти каждый день. Если обиженный начинает подумывать о духовном развитии и прочих не совсем видимых и измеряемых вещах, то однажды ему в голову приходит мысль, что те эмоции, которые он испытывает, деструктивны, и в результате ежедневного посещения рабочего места и общения с начальником, день резюмировать можно одним словом – «плохо». Постоянное «плохо», «надоело», и очень хочется понять, почему оно так и где выход из этого замкнутого круга.

Таких примеров можно приводить тысячи, но общий принцип, лежащий в основе многих наших проблем – это привычка мыслить (и, как следствие, действовать) определенным образом (словам «негативно» и «позитивно» нас никто не учит), привычка испытывать определенные эмоции и т. д. и т.п.

Отдельная тема для разговора – как выявить такие схемы и автоматизмы. Наиболее упрощенный и общий вариант – это самонаблюдение. Если потратить хотя бы один день на то, чтобы внимательно его прожить, то даже за этот короткий срок можно увидеть, как много однотипных мыслей, действий и реакций мы производим. И уже с этим можно работать.

Например: «Сегодня я проявил больше осознанности и понял, что очень злюсь, когда попадаю в пробку или в очередь, а потом вспомнил, что всегда так реагирую на пробки и очереди; а неулыбчивые хамоватые кассирши просто выводят меня из себя».

Если таким образом выявить что-либо не удается, применять предлагаемый метод можно в любой ситуации, которая вызывает дискомфорт применительно к конкретному событию (например, друг опоздал на встречу и вы из-за этого поссорились).

Ну а теперь, переходим к тому, что же с этим  делать. Методика очень проста – берем листок бумаги и пишем, или мысленно задаем себе вопросы и отвечаем на них. Как показывает многочисленный опыт, отвечая на ряд обычных вопросов, мы можем увидеть корни проблемы и найти оптимальные способы ее решения.

Первый этап. Слушаем себя.

Шаг 1. «Актуализация».
Воспроизвести мысленно ситуацию с которой работаем, представить себя в ней (воспроизвести ситуацию, в которой начинает проявляться какая-то схема, привычка реагировать). Увидеть себя в ситуации, почувствовать себя в ней.

Шаг 2. Описать свои ощущения и переживания.
Вопросы, которые следует задать себе на данном этапе:

  • Что я чувствую?
  • Какие эмоции испытываю?
  • Какие мысли возникают у меня по этому поводу?
  • Что чувствует мое тело, есть ли в нем и где находятся какие-то зажимы, боль, дискомфорт?

Шаг 3. Отслеживаем свое поведение.
Вопросы:

  • Как я реагирую в ситуации?
  • Что мне хочется сделать, сказать?

Шаг 4. Отслеживаем способ проживания ситуации.
Вопросы:

  • Как я переживаю ситуацию?
  • Что я чувствую по мере ее развития?
  • Как долго я испытываю и подпитываю те эмоции и ощущения, которые испытываю и как часто к ним возвращаюсь?

Шаг 5. Акцентируем внимание на привычках, схемах, автоматических реакциях и т. д.
Вопросы:

  • Как я действую в ситуации?
  • Есть ли у меня какие-то неосознанные реакции и привычки, которые «выстреливают» в ответ еще до того, как я успею подумать?

Шаг 6. Принятие и выявление мотивов.
Вопросы:

  • Насколько я способен увидеть истинную ситуацию, которая направлена на воспитание личности?
  • Почему это произошло со мной?
  • Почему я так реагирую?
  • Может быть то неприятное, что я чувствую есть следствие того, что я это как-то провоцирую?
  • Что является причиной того, что так происходит?
  • Почему меня это не устраивает?
  • Что в данном случае является для меня воспитательной процедурой, чему меня это учит?
  • Какая цель стоит за ситуацией (моим способом действовать)?

Шаг 7. Итоговая оценка.
Вопрос:

  • Насколько я могу (исходя из понимания ситуации) правильно действовать?

Второй этап. Оценка качества взаимоотношений.

Шаг 1. И снова актуализация.

Шаг 2. Смотрим глазами самого близкого и любимого человека.
Вопрос:

  • Как посмотрел бы на это человек, которого я люблю или мнение которого для меня очень значимо?

Шаг 3. Смотрим глазами близких людей и оцениваем предполагаемые реакции других людей (знакомых и незнакомых).
Вопросы:

  • Как я переживаю отношения близких к ситуации?
  • Как поступают другие люди в этой ситуации?

Шаг 4. Оцениваем то, насколько значимо для нас мнение общества и окружающих и степень его влияния на нас и наши действия.
Вопросы:

  • Насколько сильно меня волнует оценка других данной ситуации, моего поведения?
  • Как и насколько глубоко я переживаю зависимость от оценки других этой ситуации?

Шаг 5. Находим то, что мешает адекватному восприятию.
Вопросы:

  • Способен ли я пережить ситуацию адекватно или во мне действуют страхи и комплексы?
  • Чего я боюсь?
  • Из-за чего комплексую?

Шаг 6. Искренность по отношению к себе.
Вопрос:

  • Оправдываю ли я себя в ситуации или открыто признаю свои ошибки, принимаю их и готов исправить?

Шаг 7. Оценка зависимости от страхов, комплексов, мнения других людей применительно к осуществлению конкретных шагов по изменению ситуации.
Вопрос:

  • Могу ли я правильно выбрать поведение, независимо от страхов и комплексов, мнений других людей и действовать согласно своему внутреннему стремлению?

Третий этап. Наблюдаем за собой.

Шаг 1. Актуализация.

Шаг 2. Четыре «почему».
Вопросы:

  • Почему эта ситуация происходит?
  • Почему эта ситуация происходит со мной?
  • Почему эта ситуация происходит сейчас?
  • Почему эта ситуация происходит здесь?

Шаг 3. Оценка причин своего поведения.
Вопросы:

  • Почему я именно так веду себя в этой ситуации?
  • Вижу ли я внешние причины ситуации?
  • Различаю ли я невидимые внутренние причины (неочевидные) как подводящие к ситуации?
  • Каков мотив моего чувства, действия и мысли в этой ситуации?
  • Чего я добиваюсь?
  • Может быть, мне чего-то не хватает или наоборот чего-то слишком много?

Шаг 4. Последствия ситуации.
Вопросы:

  • Каких действий, мыслей, изменений требует от меня ситуация?

Шаг 5. И снова мотивация.
Вопросы:

  • Каков мотив, которым я себя оправдываю, жалею?
  • Каков истинный мотив – «голос совести», который хочет изменить мое поведение?
  • Какой урок я выношу, исходя из ситуации?

Четвертый этап. Совершенствование личных позитивных качеств и гармонизация.

Шаг 1. Актуализация.

Шаг 2. Выявление активных качеств, черт характера.
Вопрос:

  • Как я проявляю себя как личность в данной ситуации (активность, безразличие, интерес и т.д.)?

Шаг 3. Самооценка.
Вопросы:

  • Каким я вижу себя в ситуации?
  • Каким я кажусь себе в ситуации?

Шаг 4. Принимаем себя.
Вопросы:

  • Каков я на самом деле, без прикрас, самолюбования, возвышения себя?

Шаг 5. Анализ качеств, черт характера применительно к ситуации
Вопросы:

  • Какие положительные качества я проявляю в этой ситуации?
  • Какие негативные качества я проявляю в этой ситуации?
  • Каких качеств не хватает, чтобы разрешилась ситуация благополучно?
  • Какие негативные качества проявляются из подсознания неожиданно для себя?

Шаг 6. Отслеживаем мотивацию.
Вопросы:

  • Почему я таков, каков я есть в данной ситуации?
  • Зачем я это делаю?

Шаг 7. Ставим цель.
Вопросы:

  • Каким я вижу себя, когда представляю, что достиг более высокого уровня, избавился от того, что беспокоит?
  • Каким я хочу быть в этой ситуации? (Как я себя поведу в данных обстоятельствах, будучи более гармоничным?)
  • Желаю ли я работать над собой?
  • Что нужно, чтобы стать лучше?
  • Какие я хотел бы совершить поступки, реализовать мысли?

Пятый этап. Взгляд сверху.

Рассматриваем ситуацию и её решение с точки зрения:

  • блага всех в нее включенных людей
  • своей семьи, друзей, близких
  • с точки зрения общества
  • с точки зрения команды, школы
  • с точки зрения страны, мира
  • с точки зрения бога.
Не забудьте поделиться с друзьями:

Комментарии

  1. Благодарю. Очень глубокая техника, выявляющая самые корни и суть. Потраченное время очень того стоит, по моим субъективным ощущениям.

Оставить комментарий

☑ Я согласен с политикой конфиденциальности