Патанджали — основатель Йоги философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н. э.
Проповедовал необходимость благочестивых упражнений (асаны, крийи и пранаямы) для осуществления контроля над деятельностью ума и достижения единения живого духа с Богом, обретения состояния Просветления или «Маха Самадхи», нирваны. Считается автором (составителем) знаменитой «Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию (справка из Википедии).
Йога-сутра Патанджали — это книга о том, как приобрести могущество в материальном мире. Почему так? Потому что Патанджали рассказывает о том, как владеть своим умом — о науке концентрации.
Если говорить в целом, о системе, на духовном пути человека есть два основных вектора — умение концентрироваться и умение расслабляться. То есть,:
1. Владение умом
2. Независимость от ума
Дальше подробнее об обоих.
Владение умом
Поскольку материальный мир, как ни крути, является отражением нашего психического мира, а психический мир — отражением духовного, то изменения в последних двух приводят к кардинальным переменам в первом. В особенности если наше психическое состояние не зависит от внешних факторов, то есть, если мы умеем концентрироваться чётко на том, что нам нужно.
Ещё говорят, что мир материи — это мир прошлого, то есть мир следствий, причины которых находятся в более тонких мирах — мирах будущего. Именно поэтому предсказания будущего доступны только тем, кто в состоянии оторвать своё внимание от ценностей, которые подбрасывает материальный мир и устремить взор внутрь себя или — к тонким слоям нашего мира, где находится концентрация всех событий, причин и следствий (вплоть до объединения всего в единую точку).
Именно в этом состоянии, достигаемом предельной концентрацией и отрешением ума (чему учит Патанджали в своей йога-сутре), имея доступ в тонкие планы бытия и, таким образом, власть над причинами событий, человек только и может совершать настоящий ВЫБОР, обусловленный лишь его собственной волей, направляемой им самим.
Естественно, что при этом сам человек, совершивший выбор не освобождается от закона «кармы», и сам всегда несёт ответственность за все созданные им причины, следствия которых проявляются в физическом мире. Поэтому занятиям концентрацией во всех адекватных учениях всегда предшествует этическая подготовка, база, философия, которая даёт понимание о том, как устроен мир, как действовать в мире, созидая его, а не разрушая, с любовью, чтобы он отвечал вам тем же.
Независимость от ума
Другим вектором движения человека является его независимость от движений своего ума, от своей воли и действие его в одном потоке со Вселенной, с Богом. Это достигается лишь полным расслаблением, расконцентрацией, это и называют словом Просветление.
Понятно, что нельзя отказаться от того, чего не имеешь. Действительно расслабиться, отказаться от концентрации, не достигнув её, невозможно. Поэтому путь человека лежит, в начале к обретению концентрации и власти над миром, потом в отказе от этого в пользу следования своему божественному пути в гармонии со Вселенной. И именно в этот момент, по сути, человек и может проявить свою истинную свободу воли, поставив выше свой ум как нечто отдельное, или же подчинившись Целому и Единому, аспектом которого является его ум.
Всеобъемлющего перевода Йога-сутры Патанджали мы, к сожалению не нашли (все имеют крен то в одну, то в другую сторону), поэтому предлагаем вам скачать и прочитать сразу несколько переводов, чтобы получить максимально адекватное представление об учении Патанджали.
Комментарии
В сети есть вариант книги с 11 построчными переводами сразу, очень удобно, потому что глубже раскрывается смысл каждой фразы. Сами сутры практически квинтэссенция всего классного, что есть на восточном направлении.
спасибо, залил её сюда
☑ Я согласен с политикой конфиденциальности