Марк Пальчик — У каждого человека достаточно ресурсов

Культ личностей | Практики самоанализа | Работа, труд и эффективность

Автор статьи: Марк Пальчик — доктор физико-математических наук, доктор психологических наук. С точки зрения духовного пути — реализованный мастер. Смотрите также видео лекции Марка Пальчика.

В духовных традициях считается, что Бог посылает только такие испытания, которые человек способен преодолеть. В современной философии и психологии этот принцип формулируется как одна из аксиом успешного человека. Она звучит так: «У каждого человека достаточно ресурсов, чтобы справиться с любой проблемой, возникшей в его делах». Другой вопрос – как это сделать? Как получить доступ к той внутренней силе, которая потенциально заложена в каждом из нас? Именно эту тему мы хотели бы обсудить в данной статье. Учитывая сложность и актуальность темы, мы сделаем это в виде нескольких тезисов, каждый из которых можно рассматривать как дискуссионный, требующий дополнительных комментариев и развития.

1. Считается, что каждый человек своими поступками и жизненной позицией создает тот мир, ту реальность, в которой живет.

Если в этой реальности возникают проблемы, то сам человек и является их автором. В таком подходе понятие «объективные проблемы» лишено смысла. Любые трудности, возникающие в жизни человека, должны восприниматься как своеобразный знак, указывающий на необходимость внутренних изменений.

Важно то, что в современном мире и при современных скоростях только сам человек может найти путь к таким внутренним изменениям. В этом состоит его главная задача. Только тогда человек может взять на себя ответственность за все сложности и проблемы, которые встречаются в его делах и в его жизни.

2. В прежние неторопливые времена ответственность за личностные изменения возлагалась на духовную традицию и наставника.

Окружающий мир был стабилен. За время жизни одного поколения практически все в мире оставалось неизменным. Получив в юности какие-то навыки, человек мог опираться на это в течение всей своей жизни. Если что-то и выходило за привычные рамки, всегда можно было искать опору в традиции – в ритуале, исповеди, молитве…

Затем, с возрастанием эволюционных скоростей, ответственность переносилась на интеллект и знание «объективных» законов. Это происходило в прошлом, XX веке, особенно в его середине (в России – в 50-70-е годы). Внешние изменения стали заметны для каждого человека и происходили много раз в течение его жизни: менялись технологии, стереотипы мышления, уклад жизни, социальные доктрины… Новые технологии стали высоко цениться. Успеха достигал тот, кто был способен обнаружить и освоить более совершенную технологию. Таким образом, ответственность была перенесена на науку и технологии.  Но и эти времена ушли в пошлое.

Сегодня скорость событийных потоков возросла неизмеримо. Изменения можно наблюдать и переживать каждый день. Теперь в центре внимания не столько уровень образования человека, сколько его способность принимать точные решения и делать это быстро, в режиме реального времени. Важны также скорость мышления, скорость и объем восприятия, способность удерживать в сознании большие объемы информации. Найти точный ход и сделать это вовремя – сегодня важнее, чем все остальное.

Знание научных подходов и описаний еще не является гарантией точности решений и выборов в современном бизнесе. Теперь ответственность нельзя возлагать на интеллект и «объективные» знания. Каждое решение должно быть уникальным, и уместно только в том контексте, где оно возникло. Известно, что тиражирование успешных эффективных решений существенно снижает их силу. В каждом новом сюжете требуется новое уникальное решение. Здесь опорой может быть только собственная интуиция и чувствование событийного потока. Говоря об этом в более общих философских категориях, можно опираться на Веру – подлинную веру в себя или «Высшее начало», которое «ведет»… Это не означает буквальный возврат опоры на духовную традицию, скорее это означает, что теперь в рамках традиции человек должен найти свой Путь, соединяя Веру, научный подход и интуицию. Впервые ответственность за результат становится личной. Это означает, что человек больше не возлагает ответственность на духовную традицию или объективное научное знание, он ищет решение проблем не во внешнем мире, а обращается внутрь себя.

3. Как следствие этих процессов, понятие ответственности в современном деловом мире становится несколько расплывчатым.

Например, можно ли считать ответственными действия человека, который привык следовать инструкциям, научным рекомендациям или договоренностям, и точно их выполнять? Если в делах такого человека возникает сложность, то причину он будет искать во внешнем мире, в «объективном» ходе событий. Его собственные действия будут восприниматься им как безупречные – ведь он точно следовал инструкции.

Заметим, однако, что ответственность в этом случае снимается с человека и переносится на инструкции и правила. Человек оказывается в роли добросовестного исполнителя чужой воли, и ни за что не отвечает. Все решено заранее.Так и возникают «объективные» трудности.

Настоящая ответственность часто состоит именно в том, чтобы «правильно» нарушить инструкцию в интересах дела. В этом случае человек идет на определенный риск и, следовательно, берет на себя ответственность за последствия. Естественно, что такое представление об ответственности уместно не для всех людей. Например, тот, кто выполняет отдельные шаги бизнес-процесса, включающего много шагов, не в праве нарушать инструкцию. Но его руководитель, который одномоментно держит в голове все шаги стратегии, обязан уметь это делать. В зависимости от реальной ситуации он должен быть способным отменить некоторые шаги или изменить их последовательность, или добавить новые.

Ситуация осложняется еще и тем, что иногда инструкции нарушаются внезапно и непреднамеренно. Вопрос о том, когда и какую инструкцию можно (или следует) нарушить, также остается открытым. Не существует правила, которое могло бы регламентировать решение. Каждый случай нарушения правил уникален и далеко не всегда повторяется. Если сегодня мы вынуждены какое-то правило нарушить, то весьма возможно, завтра именно его необходимо выполнить точно. Более того, есть правила, которые никогда нельзя отменять, например, когда это касается безопасности. Какие еще правила относятся к этой же категории, каждый должен решать сам. Другой вопрос, как изменять или отменять правила, не входя в противоречие с интересами других людей и законом, который не следует нарушать даже в интересах дела.

Таким образом, современный руководитель не только должен взять на себя ответственность за изменение или отмену некоторых правил, но и иметь силу отстаивать свое право на независимую позицию. Единственной опорой здесь должны быть интересы дела и его собственная интуиция.

4. В современном мире, однако, отделить интересы дела от личных и не всегда осознаваемых мотивов часто оказывается сложным, а иногда и невозможным.

Скорости современного мира и сложности социальной адаптации приводят к тому, что человек не очень хорошо осознает свои подлинные мотивы в социальных и деловых контекстах. Привычка подчиняться личным амбициям и внешним стандартам формируется с самого детства. Человеку хочется чувствовать себя важной, влиятельной персоной. Хочется думать, что именно от него зависят решения. Хочется выглядеть успешным. Случается, что стратегические интересы приносятся в жертву социально обусловленным  внешним стандартам. Часто это даже не осознается. Оценки окружающих людей – как подчиненных, так и руководства – переживается как нечто важное. Еще более важным может оказаться отношение близких людей. Например, мужчина демонстрирует силу и независимость, когда замечает (как правило, бессознательно) внимание женщин. В свою очередь женщина, также бессознательно, старается произвести впечатление в профессиональных и личных контекстах. Все эти «тайные» личные мотивы неявно конкурируют с деловыми. Это не осознается, либо тщательно скрывается, но оказывает сильнейшее влияние на все внешние решения. В психологии такие мотивы называют «вторичными выгодами».

5. Современный человек отличается тем, что имеет развитый интеллект, и способен решать такие проблемы неизмеримо быстрее, чем в прежние времена.

На первом – «донаучном»– этапе внутренние изменения происходили крайне медленно – во время молитвы и ритуалов. Как уже сказано, ответственность за эти изменения переносилась на духовную традицию.

На следующем этапе высоко котировалось образование: можно было искать «силу», проходя технологическое или бизнес-обучение и развивая интеллект. Но теперь и этого недостаточно. Как ясно из предыдущих тезисов, в современном мире человек обязан осознавать собственные мотивы и знать, как согласовать их с внешними задачами. Он должен взять на себя ответственность за собственное развитие. Только тогда возрастает его внутренняя сила и способность принимать нестандартные решения. Таким образом, опора переносится с познания объективных закономерностей внешнего мира на познание самого себя.

В связи с этим необходимо развивать деловую интуицию. Важно научиться осознавать и понимать свои тончайшие чувственные реакции на поведение людей и на воздействие внешних обстоятельств. Необходимо также уметь изменять и совершенствовать эти реакции.  В частности, ситуации стресса, как бы парадоксально это ни звучало, создаются самим человеком, а не приходят извне. Они создаются особыми, типичными для этого человека реакциями на внешние обстоятельства. Например, переживание протеста и раздражения, или наоборот, покорного уныния и растерянности в ответ на твердую позицию или несговорчивость партнера. Просматривая личную историю такого человека, можно найти много эпизодов из детского и подросткового возрастов, когда подобные реакции возникали в различных контекстах и становились привычными. В этих эпизодах «создавался навык» переживать данное эмоциональное состояние как стандартную реакцию на внешние сюжеты. Будучи сформированным, такое состояние присутствует в подсознании, постоянно оставаясь активным. Оно оказывает влияние на все решения и выборы и, в частности, на выбор желаемого будущего или на мечты о будущем. Подобные реакции должны быть изменены.

Эти задачи решаются с помощью «внутренних технологий» развития, которые становятся все более популярны в современном мире. Подобные технологии основаны на развитии концентрации, способности расфокусировать внимание и совершенствовании телесных возможностей.* Гармоничное развитие и соединение «духа» и «тела» – есть основная направленность таких внутренних изменений. Таким образом, бизнес (понимаемый как любая творческая активность — социальная, деловая либо личная) должен стать главной опорой в духовном развитии. Когда «внутренние технологии» используются в бизнес-контексте, меняется спектр возможностей и смысловая интерпретация настоящего и будущего. В духовных традициях это рассматривается как часть Пути –«освобождения от страданий», «следования Дао», «пути сердца»…

 

*С описанием одной из версий «внутренних технологий» можно познакомиться на сайте  www.altway.ru

Не забудьте поделиться с друзьями:

Комментарии

  1. Спасибо, хорошая статья.
    Помню еще видео был с Марком, называлось «Практики развития личной силы» из 6 модулей — сейчас не могу найти. Денис, не подскажешь куда оно делось?

    1. Автор

      Это видео, к сожалению, попросили убрать, так как это было видео с занятий, и там была личная информация людей

Оставить комментарий

☑ Я согласен с политикой конфиденциальности